КГ Ермак
С 30 сентября 2026 года налоговые инспекции начнут по-новому учитывать смягчающие обстоятельства при назначении штрафов. Документ устанавливает перечень обстоятельств, которые позволяют уменьшить санкцию, а также определяет конкретные размеры такого снижения.

С 30 сентября 2026 года налоговые инспекции начнут по-новому учитывать смягчающие обстоятельства при назначении штрафов. Документ устанавливает перечень обстоятельств, которые позволяют уменьшить санкцию, а также определяет конкретные размеры такого снижения.

Как изменят налоговые штрафы: смягчающие обстоятельства, шкала снижения и минимальные суммы

Какие обстоятельства помогут уменьшить штраф

Новый порядок разделяет смягчающие обстоятельства на две группы. К первой относятся три самостоятельных основания:

  • тяжелые личные или семейные обстоятельства;
  • совершение нарушения под угрозой или принуждением либо вследствие материальной, служебной или иной зависимости;
  • тяжелое материальное положение физического лица, которого привлекают к налоговой ответственности.

Кроме того, инспекция или суд вправе признать смягчающими и другие обстоятельства. В приказе ФНС перечислены наиболее распространенные из них:

  • незначительный характер налогового нарушения;
  • небольшая степень вины;
  • самостоятельное выявление и исправление допущенной ошибки;
  • несущественный причиненный вред либо его добровольное устранение;
  • тяжелое имущественное положение организации;
  • другие существенные факты, которые положительно характеризуют налогоплательщика.

При этом тяжелое финансовое положение компании относится именно к дополнительным обстоятельствам. Для граждан тяжелое материальное положение выделено в отдельное самостоятельное основание.

Справедливая стоимость по новым федеральным стандартам: практические рекомендации

Лектор: Светлана Бобовникова
Программа вебинара >>

990 руб. 0 руб. ЗАПИСАТЬСЯ БЕСПЛАТНО
Дата проведения Формат участия
15.10.2026, с 11:00 до 13:00 Онлайн

Что признают тяжелым материальным положением

Для физлиц ФНС приводит несколько признаков, которые могут подтвердить сложную финансовую ситуацию. Например, потерю работы и постановку на учет в службе занятости, наличие тяжелого заболевания, мешающего трудоустройству, либо отсутствие имущества, на которое можно обратить взыскание.

При этом одного предположения о том, что материальное положение человека ухудшится после уплаты налоговой задолженности, недостаточно. Такое прогнозируемое ухудшение само по себе смягчающим обстоятельством не признают.

Для организаций предусмотрены другие критерии. В пользу тяжелого имущественного положения могут говорить обязательства по выплате зарплаты, а также коммунальные, арендные, кредитные, лизинговые и другие платежи, если их объем превышает доходы компании. Инспекция также сможет учитывать небольшие остатки денежных средств на счетах, наличие убытков или существенное снижение прибыли по сравнению с предыдущими периодами.

Смягчающие обстоятельства придется подтвердить

В приказе ФНС подробно описано, при каких условиях налогоплательщик может ссылаться на конкретное смягчающее обстоятельство. Поэтому одного заявления о сложной ситуации будет недостаточно.

Факты, на основании которых компания, ИП или гражданин рассчитывают на уменьшение санкции, необходимо подтвердить документами. Это могут быть сведения о доходах и расходах, банковские документы, медицинские справки, подтверждение статуса безработного, данные бухгалтерской отчетности и другие документы в зависимости от конкретной ситуации.

На сколько смогут уменьшить налоговый штраф

Одно из главных новшеств — единая шкала снижения санкций в зависимости от количества смягчающих обстоятельств.

По общему правилу штраф уменьшат:

  • при одном обстоятельстве — в 2 раза;
  • при двух — в 4 раза;
  • при трех — в 6 раз;
  • при четырех — в 8 раз;
  • при пяти и более — в 10 раз.

Таким образом, максимальное уменьшение штрафа составит десять раз от первоначальной суммы.

Ниже какой суммы штраф не снизят

Одновременно ФНС установила минимальные размеры санкций, которые будут применяться при наличии нескольких смягчающих обстоятельств.

После уменьшения штраф не сможет быть ниже:

  • 1000 руб. — для физических лиц;
  • 3000 руб. — для индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций и субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 10 000 руб. — для остальных организаций.

Таким образом, с 30 сентября порядок снижения налоговых штрафов станет более формализованным. Налогоплательщику важно не только указать на наличие смягчающих обстоятельств, но и заранее собрать документы, которые смогут подтвердить каждое из них. От количества признанных обстоятельств будет напрямую зависеть, во сколько раз инспекция сможет уменьшить назначенный штраф.

Вы можете оставить заявку на демо или купить в нашем онлайн-магазине.
КУПИТЬ СО СКИДКОЙ 10%
Сперанский Михаил Игоревич
Автор статьи:
Сперанский Михаил Игоревич,
Государственный советник Российской Федерации,
эксперт Образовательного центра «ЕРМАК».


Возврат к списку